YOOU.ru - новости, слушать радио онлайн
  USD ЦБ
EUR ЦБ
Погода в Москвее
Погода в Санкт-Петербурге

Слушайте радио онлайн на YOOU.ru !

  Новости Статьи Программа ТВ Радио онлайн
  Поиск:  
   
  Пример:  
 
 
Главная страница > Статьи >
Экранизации литературных произведений повышают интерес к книгам
Советские люди знали, что живут в самой читающей стране мира. Сейчас период упадка книгоиздательства остался позади, однако и тиражи, и опросы свидетельствуют: читают меньше. Нередко оставляет желать лучшего и качество литературных однодневок карманного формата.

Но случаются и положительные сдвиги. Так, премьера фильма «Обитаемый остров», снятого по одноименному роману братьев Стругацких, вызвала заметное увеличение спроса на книгу. В первые дни нового года это ощутили многие крупные книжные магазины столицы, больше стали скачивать и оригинальный текст из интернета. Причем это далеко не единственный пример того, как фильм подогревает интерес к литературному произведению. В свое время многосерийный телероман «Идиот» вызвал ощутимое увеличение продаж этой книги Достоевского.

Эффект Мышкина

В 2003 году на телеканале «Россия» вышел сериал режиссера Владимира Бортко по роману Достоевского «Идиот». Впервые в практике российского телевидения здесь была сделана ставка на образовательный продукт. Князь Мышкин тогда привлекал к экрану до 30% телевизионной аудитории каждый вечер. Тогда же выяснилось, что многие не знают этого классического сюжета. С замиранием сердца зрители смотрели экранизацию Достоевского почти как остросюжетный детектив, и спорили, в какой серии Рогожин убьет несчастного князя. Экранизация книги вызвала искренний и бурный интерес к первоисточнику.

Достоевский - «наше все» не меньше, чем Пушкин. В мае 2003 года спрос на книги Федора Михайловича вырос в разы. По данным розничной сети компании «Топ-книга» (120 магазинов по России), в месяц показа телесериала продажи книги «Идиот» выросли в четыре раза. В следующем месяце произошло увеличение показателей еще на 50%. Сейчас кинокомпания «Централ Партнершип» завершила съемки еще двух сериалов - по мотивам книг «Братья Карамазовы» Достоевского и «Пелагия и белый бульдог» Бориса Акунина (оба ставил режиссер Юрий Мороз). «Пока не ясно, когда они появятся на экранах, но уже известно, что «Карамазовы» будут идти на Первом канале, а сериал по Акунину - на «России», - сообщила корреспонденту «Газеты» представитель отдела производства кинокомпании Анастасия Кримаченко. Участники рынка с высокой долей вероятности прогнозируют, что после показа этих сериалов на федеральных каналах интерес к творчеству двух писателей возрастет по всей стране.

Самая покупаемая на сегодняшний день книга - «Обитаемый остров». Об этом корреспонденту «Газеты» сообщили в книжных магазинах «Москва», «Молодая гвардия» и «Библио-Глобус». Каждый из них за первые две недели года продал более 200 экземпляров. В декабре, когда шла активная реклама фильма, удалось продать около 300 экземпляров, хотя месяцем раньше не могли продать за несколько дней ни одного.

В полной мере ощущают всплеск интереса к внезапно ставшему модным произведению и книжные издательства. Директор редакции фантастики издательства «Эксмо» Леонид Шкурович рассказал, что книга у них вышла сейчас в трех изданиях с различными обложками, и продажи идут хорошо. «Но специального издания, приуроченного к выходу фильма, не было», - говорит он. Вопрос о том, будет ли издательство допечатывать тираж, пока открыт.

Увеличение продаж книг-первоисточников после премьер фильмов «Ночной дозор», «Дневной дозор», «Мадагаскар-2», и «Обитаемый остров» отметили и в издательской группе АСТ. «Многое зависит от того, показ это сериала на телеканале или кинопремьера, - говорит управляющий издательствами ИГ АСТ Олег Савич. - Последнее, как правило, сопровождается мощной комплексной рекламной кампанией с хорошей визуализацией и федеральным охватом. Книги, появившиеся в продаже после успеха снятых по ним блокбастеров, растут в продажах обычно в полтора-два раза быстрее, чем романы, появившиеся после сериалов. Часто нам удается договариваться с кинопрокатчиками и производителями на совместный промоушн. Тогда на афишах и в рекламе фильма появляется реклама книги, а в книжных магазинах - плакаты кинопремьеры. Например, «Спайдервик. Хроники» Тони Ди Терлицци и Холли Блэка. Или прокатчики сами помещают в рекламу упоминание о книге и ее авторе, как это было с «Сумерками» Стефани Майер или тем же «Обитаемым островом». Обычный рост в подобных случаях - в два-три раза».

В том, что именно книги в первую очередь вызывают интерес к фильмам и увеличивают посещаемость кинотеатров, убеждена заместитель коммерческого директора издательства «Азбука-М» Юлия Ромачева. «У нас вышли две культовые книги - «Парфюмер» и «Волкодав», - говорит она. - После экранизаций серьезных повышений тиража не было. Продажи возросли где-то на 30% - даже не на 70%. Думаю, на эти фильмы приходили люди, которые отлично знали книги, и многим экранизации не понравились. Сейчас мы выпускаем книгу неизвестного в России автора Ричарда Йэтса «Дорога перемен», по которой снят одноименный фильм, отмеченный кинопремией «Золотой глобус». В этом случае мы надеемся, что как раз лента подогреет интерес к роману, фильм будет способствовать продажам».

Что касается скачивания электронных версий книг из интернета и активности сетевой аудитории, то и здесь все довольно показательно. Как рассказал создатель самой крупной сетевой библиотеки Максим Машков, выход экранизаций известных произведений и рост интереса к оригинальным текстам находятся в прямой зависимости. По его словам, скачивание ранее не самых востребованных в сети произведений возрастает в три-четыре раза. Книга «Обитаемый остров» уже сейчас становится электронным бестселлером: уровень скачки увеличился в 10 раз по сравнению со среднегодовыми показателями. Машков предполагает, что интерес к ней продержится не менее четырех месяцев. На национальном битторент-трекере Torrents.ru (один из крупнейших файлообменников зоны .ru) электронная и аудиоверсия книги за последний месяц были скачаны более 500 раз каждая.

Существует категория книг, которые появляются после выхода в прокат фильмов. Так, по «Адмиралу» и «Стилягам» вышли одноименные бумажные издания - правда, сложно сказать, о чем они повествуют. Первая книга - о том, как снималась лента о Колчаке. Вторая - просто сценарий фильма о советских бунтарях. Смысл выпуска подобной литературы и ее культурная нагрузка остаются где-то в районе темной стороны луны.

Писатель Виктор Ерофеев: «Литература самодостаточна, не нужно делать из нее что-то еще»

- Все зависит от экранизации. Конечно, судя по увеличивающимся тиражам, после выхода лент на экран люди все равно возвращаются к книге. Но насколько кино убивает или расплющивает книги? Человек уже читает не с чистого листа, у него есть в голове картинка. Мою «Русскую красавицу» снимали в Италии. И получилось настолько плохо, что это было, наверное, даже интересно. А фильм Александра Рогожкина «Жизнь с идиотом» по моему одноименному произведению мне даже понравился. Сам я редко смотрю экранизации, потому что литература самодостаточна, не нужно делать из нее что-то еще. Но если прочли, это уже хорошо. Ведь культурное поле чистым не бывает. На нем есть кочки, экскременты... Абсолютной чистоты там не было ни в какое из времен. Поэтому не нужно быть требовательным.

14.01.2009 / ЛАРИСА БАХМАЦКАЯ
Материал опубликован в "Газете" №4 от 15.01.2009г.

Источник:  http://gzt.ru/culture/2009/01/14/223023.html




 
 

 

Copyright © 2008-2015, "YOOU"   Главная  Слушать радио  Предложить свою новость
Написать нам  WestSite