Кредитование же реальных секторов экономики страны создает им определенные сложности.
Причиной тому являются низкая маржинальность и большие риски невозвратов кредитов заемщиками, а также дефицит депозитных средств и плохо продуманная система проверки клиентов, которая приводит к отказам в предоставлении кредита порой абсолютно платежеспособным заемщикам.
С другой стороны, представители малого и среднего бизнеса (МСБ) сами не готовы брать столь дорогой кредит – более чем под 20% годовых. Они замораживают свои проекты, несут убытки. Все это отнюдь не способствует стабилизации рынка.
Объем выделенных ЦБ РФ ресурсов (около 9 трлн. рублей) более чем достаточен для кредитования реального сектора экономики, рынка коммерческой недвижимости, застройщиков, но из-за кризиса деньги до них не доходят, считает финансовый эксперт ФГ "Калита-Финанс" Алексей Вязовский. "Банкиры опасаются банкротства и дефолтов заемщиков и предпочитают не рисковать. Кроме того, перестали работать прежние механизмы оценки рисков. Например, нет веры рейтингам рейтинговых агентств. Еще один фактор, мешающий запустить механизм кредитования, – соблазн легких заработков на валютных спекуляциях (банкирам в ситуации гарантированной девальвации рубля проще купить доллары и получить гарантированную доходность в 10-20%, чем ту же доходность, но через больший срок и с бульшими рисками по кредиту).", – добавляет специалист.
Сергей Карыхалин, начальник аналитического отдела УК "КапиталЪ", не уверен в достаточности выделенных средств. По его словам, банки ограничены в возможностях кредитовать реальный сектор из-за ухудшения качества собственных активов. "Пассивы для банков резко подорожали и стали менее доступны, растут просрочки по выданным кредитам. Как следствие, банки ужесточают требования к заемщикам. Кредитование также осложняется ухудшением кредитного качества заемщиков и резким ростом ставок", – отмечает эксперт.
"В определенный момент кредитная политика многих банков свелась к тому, чтобы получить выданные средства обратно для поддержания собственной ликвидности, и новые кредиты не выдавались. После существенной поддержки банковской системы государством банки пересмотрели свои кредитные портфели, оставив только наиболее надежных заемщиков, и кредитовали их при наличии ликвидного обеспечения. Для других заемщиков кредитование стало недоступным", – комментирует ситуацию партнер группы "БДО Юникон" Денис Тарадов.
Советы о том, что необходимо предпринять, чтобы сделать кредит более доступным для заемщиков, дает Александр Осин, главный экономист УК "Финам Менеджмент": "Во-первых, это ежедневный мониторинг финансовых потоков банковской системы со стороны Банка России, контроль за доведением средств до конечного получателя. Во-вторых, упрощение доступа к кредитным ресурсам ЦБ большего числа кредитных организаций. Довольно характерно, что с 20 ноября с.г. Банк России для оценки кредитоспособности кредитных организаций применяет рейтинги не только международных рейтинговых агентств Fitch, Standard & Poor's и Moody's, но и национальных рейтинговых агентств. И, наконец, в-третьих, это расширение ломбардного списка ЦБ, в частности за счет ценных бумаг, обеспеченных гарантиями крупных российских финансовых структур или выпущенных предприятиями, имеющими рейтинги национальных рейтинговых агентств. Необходимо отметить, что в ближайшие месяцы определенные позитивные изменения в данной ситуации все же, возможно, начнутся. Государство расширяет число кредитных организаций, имеющих доступ к ресурсам Банка России и Минфина РФ, упрощает способы получения указанных средств, планирует прямые точечные денежные инъекции предприятиям реальной экономики". Также одной из мер в отношении повышения кредитной доступности можно считать частичное субсидирование ставки по кредитам, добавляет Сергей Карыхалин.
"Российским банкам стоит перенять практику некоторых западных розничных/универсальных банков, которые переживают этот кризис лучше остальных, т.е. менее диверсифицированных инвестиционных банков. Я бы хотел обратить внимание на некоторые гибридные банковские продукты, основанные на принципе netting, когда процентная ставка по кредитам автоматически снижается в соответствии с размером интереса, генерированного депозитами клиента. Такой продукт также можно использовать в отношении зарплатных клиентов, депозиты которых лежат в данном банке.
Этот принцип может быть применен к ипотечным продуктам – так называемый one-account, который открывается, когда заемщик берет недвижимость в ипотеку, и является как текущим, так и сберегательным счетом. Зарплата приходит на текущий расчетный счет, тем самым снижая процент на общую сумму ипотеки", – на вопрос о том, каким образом можно сделать кредит более доступным для заемщиков, отвечает Алан Ваксман, директор отдела эффективного управления бизнесом PricewaterhouseCoopers.
Что же касается контроля вливаемых средств в экономику, а именно в банки, то одного контролера в лице Банка России недостаточно, полагает Алан Ваксман. Необходимо создать систему индикаторов контроля над ликвидностью – индикаторов как performance-средств, так и рисков, под которые средства закладывают. Это должна быть отдельная комплексная система отчетности, независимая от отчетности индикаторов ЦБ, – так называемая система управления рисками, отвечающая за качество отчетов, их использование и контроль над ними, считает специалист.
"Контролировать выделенные государством средства нужно с помощью не административных, а экономических мер, заставляя банки отчитываться за выданные деньги, проверяя компании, которым в свою очередь предоставлены кредиты: положили ли они их себе на счет или действительно влили в реальную экономику", – делится своим мнением Иван Романов, управляющий ЗАО "Мосстройреконструкция".
// Бизнес и экономика