YOOU.ru - новости, слушать радио онлайн
  USD ЦБ
EUR ЦБ
Погода в Москвее
Погода в Санкт-Петербурге

Слушайте радио онлайн на YOOU.ru !

  Новости Статьи Программа ТВ Радио онлайн
  Поиск:  
   
  Пример:  
 
 
Главная страница > Статьи >
В Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко показали премьеру «Каменного цветка»
Хореограф Юрий Григорович специально для Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко сделал сокращенную версию балета более чем 50-летней давности "Каменный цветок".

Трудно сказать, что вдохновило театр на эту постановку: эстетические предпочтения худрука балета Сергея Филина, возможность поработать с Юрием Григоровичем или в театре почуяли, что спектакль пахнет тем самым «русским духом», спрос на который возвращается.

«Каменный цветок» Юрий Григорович поставил в 1957 году в Кировском театре. В 1959-м Большой с триумфом показывал этот спектакль на гастролях в США как визитку новой советской хореографии. В последующие годы "Каменный цветок" стал таким же хитом афиши Большого театра, как «Спартак» или «Легенда о любви».

Собственно, эта триада и характеризует стиль Григоровича - напор, натиск, стирание границ между спортивной и классической графикой. А кроме того, идеологическая ясность, поэтические контрасты и скорость развития действия, при которой не остается места нетанцевальным анахронизмам, сближавшим классический балет старой формации с немым кино. Понять, в чем заключалась новация Григоровича, по этому спектаклю несложно: для своей эпохи он был не только революционным, но и эффективным, как финансовый кризис. Сметенных волной перемен в начале большого пути Юрия Григоровича наверняка было много.

Экономная сценография Симона Вирсаладзе, с которым балетмейстер активно сотрудничал, освобождает сцену для танца. Все нужные декорации (изба с печью, лес, пещера Хозяйки Медной горы) спрятаны за изображающим малахитовую шкатулку занавесом - этакий балаганчик в глубине сцены. Прием не новый, но, безусловно, расчистивший драмбалетную сцену, тяготевшую к богатым декорациям.

Ту же работу Григорович произвел с балетной драматургией: ничего и никого лишнего. Все четыре героя, повязанные чувствами (Хозяйка любит Данилу, он - Катерину, она, соответственно, его, а Катерину желает приказчик Северьян), получают почти равные возможности для высказывания. У каждого своя свита: дружки у Данилы, подружки у Катерины, обережные у Северьяна, Аметисты да Самоцветы у Хозяйки Медной горы. Собственной жизни и характеров у свиты нет: они - пластический аккомпанемент к настроениям главных героев. Кто какой краской мазан, тут не ошибешься: у парней - удаль молодецкая, у девок - кротость да нежность, у камней - секс да тайна, а от прихвостней Северьяна, топырящего руки-ноги, как Арап из «Петрушки», исходит угроза да разруха.

Вроде бы и сюжет уже не нужен, ведь, конечно, нелепо выбирать, какая стихия сильнее: земля, вода, огонь или воздух. Но Григорович - гений компромисса. Он угодил и поклонникам не прижившихся на сцене танцсимфоний, и ревнителям академизма, которым вынь да положь пару дивертисментов: один классический, другой с цыганами.

Григорович мастерски вливает новое вино в старые мехи, оставаясь при этом еще и идеологически безупречным. Данила-мастер, как всякий романтический герой, отправляется в лес и встречает там нечисть. Но, погостив у Хозяйки Медной горы, возвращается к своей Катерине, решительно отвергнув все соблазны «заграницы». Соцреализм, куда денешься.

Между тем для того, чтобы оценить бэкграунд, поразмышлять о ситуации, в которой Григорович в свое время появился, и понять, за счет чего он утвердился на сцене как нерушимый авторитет (потому что только он мог соединить несоединимое), хватает первых 15 минут. Дальше становится очень скучно.

К чему эмоционально подключиться, решительно непонятно. Подтекста у артистов, танцующих с школьным пиететом и с такой осторожностью, словно они боятся разбить дорогую античную вазу, ноль. А контекст настолько изменился, что смотреть на разошедшиеся по кремлевским концертам псевдорусские присядки и хороводики, на дев-голубиц, кокетливо пристукивающих по полу отставленной назад ножкой, да на парней, шлепающих себя ладонями по ляжкам, непереносимо. Как и на столь же усредненный и офизкультуренный классический танец, из которого выброшено все, что слишком мелко или слишком сложно.

Не говоря уже о том, что новые формы, которые Юрий Григорович подает под прикрытием традиции, давно неактуальны. Дефицит таких форм уже ликвидирован, а постмодернистский микс сейчас куда интереснее шестидесятнических компромиссов. Потому что живее. Воспроизведенный же "Цветок" получился и в самом деле «каменным".

14.12.2008 / ОЛЬГА ГЕРДТ
Материал опубликован в "Газете" №238 от 15.12.2008г.

Источник:  http://gzt.ru/culture/2008/12/14/223034.html




 
 

 

Copyright © 2008-2015, "YOOU"   Главная  Слушать радио  Предложить свою новость
Написать нам  WestSite