YOOU.ru - новости, слушать радио онлайн
  USD ЦБ
EUR ЦБ
Погода в Москвее
Погода в Санкт-Петербурге

Слушайте радио онлайн на YOOU.ru !

  Новости Статьи Программа ТВ Радио онлайн
  Поиск:  
   
  Пример:  
 
 
Главная страница > Новости > Культура, искусство >
Театральные постановки Ивана Вырыпаева с каждым разом становятся все радикальнее. В новом опыте под названием «Объяснить» драматург сумел обойтись без пьесы, сюжетной истории и даже без главного героя. И остался за кулисами, отведя себе скромную роль режиссера действа. Новый проект - совместная постановка театра «Школа современной пьесы» и движения «Кислород» создана из абсолютно непривычных для зрителя материй, но производит мощное впечатление, доказывая, что люди талантливые способны высечь театральные искры из любого предмета. Один из эпиграфов к новому спектаклю - цитата из книги композитора и философа Владимира Мартынова, не раз говорившего об упадке великой европейской культуры (в том числе и русской, как одной из составных ее частей) и о пришествии ей на смену абсолютно новой. И хотя привычные нам формы театрального спектакля или концерта пока не торопятся исчезать, одновременно происходят другие процессы: размываются границы между разными видами искусств, художники и музыканты устраивают театрализованные перформансы, актеры занимаются документальным театром. Одним словом, четко ответить на вопрос, что можно называть театром, а что - нет, сейчас становится все труднее. На этой зыбкой территории между театром и нетеатром Вырыпаев выстраивает свою сценическую модель. Ее осью всегда становится тема, больше всего волнующая автора в данный момент. В прежних работах - «Кислороде», «Бытии № 2» и в «Июле» - это было одновременно и богоискательство, и богоборчество. А драматург напоминал человека, который мечется между верой и абсолютным неверием, пытается обрести хоть какую-то точку опоры и на всякий случай возводит оборонительную стену из иронии. Фантазии на тему 10 библейских заповедей в «Кислороде» скандировали, как рэп; в «Бытии № 2» шуточные богоискательские диалоги сменялись развеселыми куплетами. А герой «Июля» был родным братом байроновского Манфреда или «человека из подполья», описанного Достоевским. В спектакле «Объяснить», для которого гораздо больше подходит название "перформанс", система авторских координат заметно изменилась. Четырех актеров, участвующих в спектакле, не назовешь рупором авторских идей. Они выходят на сцену вовсе не для того, чтобы высказать постулаты в духе Ницше или разбираться с христианскими ценностями. Вместо этого на сцене цитируют труды буддийского философа Нагарджуны и читают стихи казахского классика Абая Кунанбаева. Спектакль, похоже, пытается подвести черту под двухлетним процессом работы. Два года назад Вырыпаев, впервые услышавший стихи Абая, собрал актерскую команду и вместе с ней стал заниматься его поэзией, изучал восточные философские учения. Перформанс помогает понять, «из какого сора» может порой вырасти художественное произведение. На сцене - причудливый коллаж из привычных сценических форм: тут тебе и поэтический вечер, и концерт (для четырех участников спектакля поставлены стулья, пюпитры и музыкальные инструменты, и актеры время от времени на них играют), и попытка актрисы Каролины Грушки поговорить со зрителями, и еще многое другое. Вырыпаев, который в прежних спектаклях выглядел чуть ли не мессией, проповедовавшим истины, на этот раз сошел с котурнов гуру. Мы видим вовсе не результат работы, а живой процесс, из которого каждый сделает выводы сам. Режиссер смешивает в одном котле стихи Абая и смешной мультик о псе Рексе, фрагменты из трудов Нагарджуны, картины грядущего конца света и записи Бориса Гребенщикова. Здесь только задают вопросы, подключая зрителя к поиску. К примеру, можно ли понять стихи, звучащие на чужом языке? Актеры читают Абая на казахском, сохраняя авторский ритм и мелодику. Какой смысл он вкладывал в них? Легкую иронию, которая звучит у Алексея Филимонова, или мощный метафизический посыл, которым наполнены эти строки у Каролины Грушки? Здесь, как в лабораторной реторте, пытаются создать новую культуру из деталей старой. А как пойдет процесс? Разве это объяснишь...

// Новости культуры
Источник:  http://gzt.ru/culture/2008/11/27/223004.html




 
 

 

Copyright © 2008-2015, "YOOU"   Главная  Слушать радио  Предложить свою новость
Написать нам  WestSite