YOOU.ru - новости, слушать радио онлайн
  USD ЦБ
EUR ЦБ
Погода в Москвее
Погода в Санкт-Петербурге

Слушайте радио онлайн на YOOU.ru !

  Новости Статьи Программа ТВ Радио онлайн
  Поиск:  
   
  Пример:  
 
 
Главная страница > Новости > Культура, искусство >
В галерее «Риджина» на «Винзаводе» открылась выставка одного из патриархов московского концептуализма Ивана Чуйкова. С громкими ретроспективами собратьев-концептуалистов, прошедшими летом и осенью, выставка Ивана Чуйкова рифмуется как нельзя удачно. Не факт, что организаторы на эту рифму рассчитывали, но получилось именно так: для тех, кто всерьез пережил распад визуального образа в фотосериях Бориса Михайлова, совершил многодневное интеллектуальное приключение вслед за Ильей Кабаковым, перечитал хрестоматийные тексты Тупицына и Гройса, экспозиция Ивана Чуйкова выглядит ударным послесловием к самым заметным выставочным проектам осени. К тому же послесловием исключительно лаконичным - чтобы сказать главное о пустоте, пространстве, форме и знаке, автору этой выставки потребовалось всего семь работ. Ни одна из этих работ не является новинкой в чистом виде. Устройство под названием «Аппарат для наблюдения пустоты и бесконечности» художник уже демонстрировал в той же галерее шесть лет назад, хотя теперь уверяет, что существенно его переработал, так что точность наблюдений за пустотой и бесконечностью заметно возрастет. Шесть живописных «Фрагментов» появились в этом году, но и они для тех, кто знаком с работами Чуйкова, не новость: над серией «Фрагменты», которая завершиться не может по определению, художник работает с конца 1970-х годов. С «Фрагментов» знакомство с выставкой лучше всего и начинать. Если вы подзабыли работы Чуйкова 1980--1990-х, впечатление гарантировано. На стенах - шесть больших холстов с буквами и надстрочными знаками, шесть «вырезок» из английской, русской, французской, немецкой, испанской и итальянской газет. Величина букв такова, что ни фразы, ни даже целые слова в пространстве холста не умещаются: догадаться, о чем пишет интернациональная пресса, по этим фрагментам невозможно. В такой ситуации логично было бы предположить, что художник позволит разглядеть хотя бы буквы, но нет - портреты букв Ивана Чуйкова тоже не занимают. От букв и знаков над ними в итоге остаются те же фрагменты, только и позволяющие опознать клочок текста как похожий на итальянский, испанский, русский, английский и так далее. В центре каждой картины - зияющая дыра между строчками, главная чуйковская героиня - пустота, которую проявляют разбросанные по периферии холста руины букв. Вряд ли это ирония в адрес газет с их смысловой ограниченностью: то, о чем нельзя сказать, то, что за пределами текста и речи, интересует автора этих картин гораздо больше того, о чем умалчивают газеты. В известном смысле газета у Ивана Чуйкова функционирует как аналог картины: обе, отражая реальность, не способны ее отразить, обе дразнят своими границами, обе живут с амбицией объявить мир за своими пределами фикцией и именно поэтому постоянно обнаруживают пустоту внутри себя. Опыт созерцания пустоты можно закрепить в следующей комнате у знаменитого аппарата. Это сооружение с двойными зеркалами напоминает ящик иллюзионистов, из которого в буквальном смысле может возникнуть все - от кролика до вашего собственного лица. Не возникает, как и положено у Чуйкова, ничего, нет даже отражения того, кто смотрится в ящик. Посетителю в этом аттракционе отведена роль буквы из «Фрагментов» - ему достаточно просто появиться, чтобы вместе с ним проявилась из небытия пустота. Кстати, хороший способ усмирить гордыню, или задуматься наконец о высокой миссии человека.

// Новости культуры
Источник:  http://gzt.ru/culture/2008/11/19/223025.html




 
 

 

Copyright © 2008-2018, "YOOU"   Главная  Слушать радио  Предложить свою новость
Написать нам  WestSite