YOOU.ru - новости, слушать радио онлайн
  USD ЦБ
EUR ЦБ
Погода в Москвее
Погода в Санкт-Петербурге

Слушайте радио онлайн на YOOU.ru !

  Новости Статьи Программа ТВ Радио онлайн
  Поиск:  
   
  Пример:  
 
 
Главная страница > Статьи >
Нефтяников сначала премируют ликвидностью, а затем отдадут под суд
Нехватка денежной ликвидности, естественно, не могла не затронуть и ТЭК. Поэтому правительству придется канализировать часть своих антикризисных мер на нефтяников и газовиков. Сами они уже запросили на перекредитование не менее $9 млрд. Ряд послаблений, например, резкое снижение экспортных пошлин с 1 октября, уже предприняты. Однако финансовый кризис не повод для смягчения требований к нефтяным компаниям.

Цены на нефть резко снизились - URALS уже ниже $70 за баррель. Но при этом стоимость нефтепродуктов практически не уменьшается. Глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев в четверг предупредил нефтяников, что если они не снизят цены на нефтепродукты внутри страны, то службе придется возбуждать новые дела по признакам злоупотреблений доминирующим положением на рынке или по факту картельного сговора. Письмо направлено семи крупнейшим нефтекомпаниям: ЛУКОЙЛу, "Газпромнефти", ТНК-BP, "Роснефти", "Сургутнефтегазу, НК "Альянс" и "Татнефти".

Статистика на стороне ФАС

По данным, которые антимонопольная служба приводит в письме, в России наблюдается самая слабая зависимость между снижением оптовых цен и розничных. Так, оптовые цены на бензин с 3 сентября по 3 октября в США упали на 20%, в Евросоюзе - на 14%, в России - на 5%. При этом розничные цены на него в США снизились на 9%, в Евросоюзе на 4%, а в России - всего на 1%. По дизельному топливу ситуация такая: оптовые цены за неделю с 26 сентября по 3 октября в США, Евросоюзе и России упали на 13%, 10% и 1% соответственно. В результате розничные цены на дизель в США упали на 2%, в Евросоюзе - на 6%, а в России - выросли на 2%. При этом, по мнению ФАС, сейчас нет никаких оснований, которые могли бы препятствовать нефтяным компаниям снижать оптовые цены по всей номенклатуре продукции, что должно привести и к снижению розничных цен.

"Мы провели анализ и требуем адекватного снижения цен", - продолжил Игорь Артемьев. По его мнению, справедливая цена на внутреннем рынке, традиционно рассчитываемая как мировая цена на нефть минус экспортная пошлина, касается только ситуаций, когда пошлины остаются стабильными. Однако 1 октября их резко снизили - более чем на $100 с тонны по сравнению с расчетной. "У нефтяных компаний есть возможность добровольно снизить цены - или им придется это сделать в ходе рассмотрения дел", - сообщил Игорь Артемьев. На то, чтобы добровольно исправить ситуацию, глава ФАС дал нефтяным компаниям от 7 до 10 дней.

Напомним, в начале сентября ФАС уже возбудил дела в отношении тех же компаний, обвиняя их в чрезмерно высоких ценах на авиакеросин. Тогда, правда, дело в отношении «Сургутнефтегаза» было прекращено, так как он не имеет доминирующей доли на рынке. Однако и этой компании будет направлено предупреждение. "Сургуту" повезло, у него меньше 8%, но мы ему тоже направим, пусть все другие компании тоже почитают", - сказал Игорь Артемьев.

Кого сажать?

Относительно того, кто виноват в том, что в России цены на бензин никак не хотят следовать за нефтеценами, существуют две точки зрения. Первая, которую и поддерживает ФАС, заключается в том, что всему виной оставшийся со времен 1990-х годов монополизм. «Например, заправки всех ВИНК (вертикально-интегрированные нефтяные компании. - «Газета») есть только в Москве. А в Волгограде, например, представлен только ЛУКОЙЛ, в Рязани - ТНК-BP и т.п., - размышляет Валерий Нестеров, аналитик ИК «Тройка Диалог». - То, что возможности ФАС усилились - это позитивный момент. Теперь нет неприкасаемых компаний. Но рынок нефти и газа сегодня недоразвит, и то, что делается, трудно объяснить».

Вице-премьер Сергей Иванов, например, вообще сторонник того, что цены на авиакеросин необходимо устанавливать на государственном уровне, подобно тому, как это делается по отношению к газу и электричеству. Еще в июле этого года он заявил, что регулировать деятельность топливно-заправочных комплексов в части поставок авиатоплива будет Федеральная служба по тарифам. «Что касается госрегулирования, то его целесообразно ввести только в отношении авиакеросина, так как он является стратегическим сырьем. Помимо повышения цен на авиабилеты его подорожание делает проблематичным заполнение госрезервов», - пояснил корреспонденту «Газеты» намерения Иванова один из участников рынка.

Есть и другая позиция. В том, что цены на нефтепродукты не снижаются вслед за нефтеценами, виноваты не нефтекомпании, а государство. Дело в том, что доля налогов со стоимости топлива в России составляет 60%, в то время как в США этот показатель составляет только 20-30%. «За счет снижения налогов правительство может понизить стоимость бензина на 5-7 рублей за литр", - считает глава Союза нефтегазопромышленников Геннадий Шмаль. Таким образом, Шмаль остается сторонником снижения налогового бремени на производителей топлива. «На цену влияют два фактора: затратная часть, а также спрос. Пока снижения спроса не наблюдается, значит, что цена справедливая», - уверен аналитик ИФК «Солид» Денис Борисов. По его мнению, деятельность ФАС это не начало госрегулирования отрасли, а ужесточение контроля за сговорами. «О нынешней ситуации пока сложно говорить, но когда речь шла о ценах на авиакеросин летом, тогда было очевидно, что цены завышены», - считает эксперт.

По словам пресс-секретаря ЛУКОЙЛа Дмитрия Долгова, государство и так уже регулирует цены на нефтепродукты при помощи пошлин, налогов и т.п. Руководитель пресс-службы "Газпромнефти" Наталья Вялкина заявила лишь, что цены компании всегда были привязаны к мировым ценам на нефть. «Так как сейчас мировые цены на нефтепродукты падают, то мы понижаем цены», - сообщила она корреспонденту "Газеты".

Должно ли государство регулировать цены на бензин?

ЕВГЕНИЙ АРКУША / президент Московской топливной ассоциации:

- Нет, ни в коем случае не должно. Потому что государственное регулирование в смысле регулирования цен попросту недопустимо. Чтобы их изменить в ту или иную сторону, с моей точки зрения, государству нужно вмешиваться путем создания экономических рычагов. А это могут быть налоги, стимулирование, то есть множество факторов. Но ни в коем случае, повторюсь, не установка конкретного ценового уровня. Ведь прямое регулирование мы уже много раз проходили, и ничем хорошим дело не заканчивалось.

ГЕННАДИЙ ШМАЛЬ / президент Союза нефтегазопромышленников России:

- На мой взгляд, должно. Хотя слово «регулировать» я бы, пожалуй, здесь не использовал, скорее "влиять". Потому что регулировать сейчас довольно проблематично, а вот воздействовать самыми разными методами, в том числе и рыночными, в том числе и за счет налогов, которые сегодня в составе цены бензина играют немалую роль, - это да. Так что я считаю, что государству нужно в данном вопросе действовать, чтобы не появлялось никаких перекосов, а также чтобы цены на топливо были более или менее разумными. Ведь, посудите сами, уровень наших зарплат и пенсий на данный момент таков, что мы пока не можем покупать вещи по той же цене, что американцы или европейцы.

ВИКТОР БАРАНОВ / президент Межрегиональной биржи нефтегазового комплекса:

- Конечно, должно. Однако и осуществляться все должно через рыночные механизмы. То есть соответствующее законодательство необходимо в полной мере оформить и затем использовать. Законодательство, если хотите, антимонопольное и налоговое - хотя бы эти два вида отраслей права вполне дают возможность влиять на цены не с точки зрения их установления, а с точки зрения создания прозрачных механизмов ценообразования, которые давали бы адекватную реакцию на события, происходящие в экономике.

ЛЕОНИД ОЛЬШАНСКИЙ / почетный адвокат, вице-президент Движения автомобилистов России:

- В вопросах, связанных с целым рядом вещей (в частности, таких, как оборона, наука, культура, здравоохранение, строительство дорог и цены на бензин), государство должно, во-первых, помогать. Во-вторых, оно должно эти вещи регулировать. Как мы сейчас видим, в условиях непростой экономической ситуации оказывается содействие очень многим банкам. А бензин - это такое дело, что если возрастет его стоимость, то возрастет и стоимость перевозок. Но ведь возят в наше время все - от строительных конструкций до хлебобулочных изделий. Значит, и цены все автоматически поднимутся: и в такси, и в автобусе, и стоимость квартиры, и стоимость колбасы и хлеба.

16.10.2008 / АНДРЕЙ БИРЮКОВ, ЕКАТЕРИНА СОРОКОВАЯ, опрос подготовил АЛЕКСЕЙ СМИРНОВ
Материал опубликован в "Газете" №198 от 17.10.2008г.

Источник:  http://gzt.ru/business/2008/10/16/223027.html




 
 

 

Copyright © 2008-2018, "YOOU"   Главная  Слушать радио  Предложить свою новость
Написать нам  WestSite